Мортира была разработана в 1940 году фирмой "Рейнметалл". Ее основным назначением было разрушение долговременных огневых точек противника и крепостных фортификационных сооружений. Всего было изготовлено 6 таких мортир, которые состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности. Еще когда Гитлер точно не определился с новой жертвой своей политики, Геринг и ряд военных предложили использовать мортиры "Карл" при штурме английских фортификационных сооружений на военной базе в Испании.
Эта мортира была предложена именно из-за своего вооружения. Из своей 600-мм мортиры "Карл" бетонобойным снарядом весом 2170 кг при начальной скорости 220 /сек пробивал бетонной стенку толщиной 3-3,5 метров или стальную плиту толщиной 0,45 м. Мортира также могла стрелять фугасными снарядами на дальность 6700 м. Угол горизонтального поворота составлял 4 градуса, а вертикального - 70 градусов. Механизм наводки приводился в действие вручную. При выстреле происходил откат ствола в люльке и всего станка в корпусе машины. Скорострельность орудия составляла 1 выстрел за 10 минут.
Боекомплект составлял 8 снарядов, которые перевозились на специально сконструированных на базе танка IV транспортерах боеприпасов. На каждом транспортере использовалась стрела для погрузки и разгрузки снарядов.
Для передвижения на небольшие расстояния со скоростью 10 км/час самоходная мортира вполне могла обойтись своей специально сконструированной ходовой частью. Ходовая часть представляла собой гусеничную машину, в носовой части находился 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 750 л.с. и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми поочередно гидротрансформаторами. При стрельбе машина опускалась на землю днищем. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенными в корме механизмом опускания машины на грунт. Перевод орудия из походного состояния в боевое занимал в среднем 10 минут.
При перевозки на дальние расстояния по железной дороге самоходное орудие подвешивалось между двумя специально оборудованными платформами. По шоссе перевозка велась на трейлерах в разобранном виде.
Помимо 600-мм мортиры "Карл" (индекс "040") имелась также самоходная 540-мм мортира "Карл" (индекс "041". Мортиры "Карл" использовались на Восточном фронте при осаде Брестской крепости и Севастополя. В 1944 году несколько машин приняли участие в подавлении варшавского восстания поляков. Эта модификация появилась в результате недостаточной дальности действия 600-мм установки (всего около 4500 м). В конце войны они были захвачены американцами в качестве трофеев.
Вес в боевом положении 126 т Калибр 600 мм Начальная скорость снаряда бетонобойный снаряд 220 м/сек фугасный 283 м/сек Длина ствола 8,44 калибра (11) Наибольший угол подъема 70 градусов Наибольший угол обстркла по горизонтали 4 град Скорострельность 1 выстрел в 10 минут Дальность стрельбы бетонобойный снаряд 4500 м фугасный снаряд 6700 м Вес снаряда бетонобойный 2170 кг фугасный 1700 кг